Интонатека

Курсы

Тренинги

Мастер-классы

Бизнес-риторика

Новости

Мы в иформационном социуме

Facebook

«ДЖАМ Интонатека» с Ириной Головиной. Раздел 1, часть 2

«ДЖАМ .Интонатека» с Ириной Головиной

Поговорим об интонации в устной речи

Раздел 1, часть 2:  немножко теории

Откуда берутся интонации? Ну, конечно, от подтекста, от  смысла,  который мы вкладываем  в то,  что говорим, от посыла. Конечно, в устной речи есть  правила.

Но в этой рубрике мне хотелось бы их упростить, чтобы вы могли самостоятельно разобраться в интонациях и тоне своей  звучащей речи, для того чтобы вас слушали и услышали.\\\

На интонацию, прежде всего,  обращается внимание, когда вы общаетесь  по телефону. Ведь участники этого дистанционного общения  слышат  только голос, а рассмотреть друг друга ,чтобы понять   настроение   не могут. И  в этом случае  вы можете либо очаровать голосом, либо непреднамеренно обидеть человека.\\\

При  общении   он-лайн,   мы  друг друга увидеть можем,  но разделяющая собеседников стена экрана , на каком то подсознательном уровне, поначалу может привести к мышечному напряжению, что отражается на интонации  звучащей речи.

Может возникнуть впечатление, что собеседник нас плохо слышит, и тогда, позабыв о чутком  встроенном микрофоне, мы , наклоняясь к экрану,  напрягаясь, начинаем говорить громче. И интонация при этом становится жестче, напряженней. \\\

 

Как это звучит:

подкаст «ДЖАМ Интонатека» С Ириной Головиной. Говорим об интонации в устной речи. Раздел 1, часть 2. 🙂

Предлагаю сделать такое тестовое упражнение:

— Очень сильно напрягите тело  и скажите слово « мама». А теперь расслабьтесь и снова скажите слово « мама».

 Ответьте сами себе на вопрос, как   говорить вам  было комфортнее? Могу предположить, что , все-таки в  расслабленном состоянии. \\\

Теперь чуть сложнее: снова напрягите тело  и скажите слово их трех слогов

« подушка»

Теперь расслабьтесь и снова скажите слово « подушка» Обратите внимание, с какой интонацией  вы говорили, и какое при этом у вас было выражение лица . .

Теперь проговорите, чередуя состояния, любые другие короткие тексты.\\

Обратите внимания на то, что когда вы напряжены, то в звучащем голосе  возникает  ощущение тревожности , даже агрессии. А когда расслаблены, то интонация становится мягкой и доброжелательной также как и выражение лица в этот момент. \\

.Вывод: прежде , чем отвечать кому то на вопрос, возможно неожиданный или несвоевременный  для вас, постарайтесь сначала глубоко , а не поверхностно, вдохнуть и выдохнуть.  И, во время ответа, расслабьте и распрямите плечи   //

Классик режиссуры Константин Станиславский говорил, что  нужно  искать  не  интонацию, а  характер.

Поэтому в рубрике « ДЖАМ. Интонатека» мы  на примерах  фрагментов  разных литературных жанров, разберемся с  характерами и  смыслами, которые и ведут за собой ту или иную интонацию, повышение или понижение тона. \\

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной\\

Поговорим об интонации в устной речи

 

Иногда  звучащие в предложении слова, не разделенные никакими паузами, как бы наскакивают  друг на друга. Особенно,   такая манера говорить  присуща детям дошкольного  или  младшего школьного возраста, у которых  мысль опережает слова,  или наоборот, слова опережают мысль) И ,порой, этот   детская привычка   переходит и во взрослую жизнь. \\\

Есть такое понятие « люфтпауза», на письменном тексте она обозначается  « V» (птичкой)  .Как ею пользоваться и для чего?  Нужно  чуть задержать  дыхание  перед сложным словом, которое выговорить не просто,  либо перед тем словом, на котором нужно сделать акцент, чтобы  подчеркнуть главную мысль предложения, не изменив его смысл. \\\

Потренируйтесь на простых скороговорках. Например:

— Яшма в замше замшела\ З раза

— У  Фили пили, Филю же и побили\

— Біля броду бобри,білий брід стерегли\

— Талер тарелка стОит\

-Четыре черненьких чумазеньких чертенка , чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто\

 — Либерализация из-за эвакуации \\\

Я использовала люфтпаузы. То есть  произносила  эти простые предложения на одном выдохе,  но через маленькие задержки дыхания. Почти не заметные со стороны, они дают возможность  выговаривать звуки  более внятно.  \\

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной \\

Поговорим об интонации в устной речи

 

Павло  Глазовий

 

Ослик

 

Хочу, мамо, ослика. Хочу в магазин.
Купи, мамо, ослика!
— В тебе ж є один.
— Хочу, мамо, ослика.
— В тебе ж уже є.
— Мамо, хочу ослика.
— Знову за своє!
— Хочу, мамо, ослика. Хочу в магазин! —
Віршик цей читається сорок п’ять хвилин.

 

 

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Поговорим об интонации в устной речи

\\

Павло Глазовий

“У квартирі комунальній” \

 

Ще не всі живуть окремо. Є й такі квартири:

Одна кухня, одна ванна, а сімей — чотири.

Якось, вставши серед ночі, молодичка Ася

Зачинилася у ванній, швидко роздяглася.

Раптом глянула на двері і очам не вірить:

Звідти в дірочку маленьку хтось на неї зирить.

Ася юбкою прикрилась, двері відчинила

І уздріла двох сусідів — Федора й Бавила,—

Та як крикне:

— Як не сором? Хворі ви чи п’яні?

Чи не бачили ви жінки у такому стані? —

А Вавило:

— Тихо, дєтка! Не туди ти хилиш.

Ми дивились, чиїм милом ти себе намилиш

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Поговорим об интонации в устной речи\\\

 

Павло  Глазовий

Істинний Рибак

Запитала рибака тітка Василина: —
Ти чого такий худий, як ота жердина? —
А той каже: — Так рибак жирний не буває:
Він улітку висиха, взимку вимерзає.\

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Поговорим об интонации в устной речи\\\

Павло Глазовий

          Спортсмен

Підбіга онук малий  до дідуся Семена

  • А я знаю, а я знаю, ви були спортсменом!
  • Від кого це ти дізнався?
  • — Від бабусі, діду,
  • Я підслухав як бабуся казали сусіду,
  • Що ви були такий спритний, хоч накинь вуздечку,
  • Тільки , каже, що стрибали не в тирсу, а в гречку….

Дубль З В  цих жартівливих віршиках-гуморесках є жанрові сценки, діалоги.  

Якщо розуміти про що йде мова насправді і уявити характери учасників розмови та події,  — інтонація, зміна темпоритму, підвищення та пониження тону     з» являться начебто самі по сОбі.

 

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Говорим об интонации в устной речи\\\

Смерть

Я давно знаю, что когда умирают люди

И земля принимает грешные их тела

Ничего не меняется в мире,

Другие люди продолжают вершить свои будничные дела.

Они также завтракают, обедают, идут за покупками, целуются на мостах;

В банях моются, на собраньях маются….

Ничего не меняется в мире, все на своих местах.

Только я знаю рушится.

С каждым днем особой тишины небо рушится, земля рушится, —

Только не видно этого со стороны.

Это стихотворение –размышление.  И от того подтекста , который вы вкладываете, от смысла , о вашего  его понимания   зависит  длительность пауз и остальные составляющие привлечения внимания  слушателей.

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Говорим об интонации в устной речи\\\

Юрий Левитанский

Дурак и Море

Подарили Дураку Море

Он потрогал его, пощупал

Окунул и лизнул палец:

Был соленым и горьким палец.

Тогда Дурак в Море плюнул.

Близко плюнул, далеко плюнул.

Плевать в Море всем интересно,

а Дураку даже лестно.

Наигрался Дурак и скучно стало,

Сел Дурак на песок устало,

Повернулся спиной к прибою,

Стал в лото играть

Сам с собою.

То выигрывает, то проигрывает

На губной гармошке поигрывает.

Проиграл Дурак Море.

А зачем Дураку Море?

Интонация в этом стихотворении зависит  от умения передать свои  впечатления  от того, что  увидели и  как разобрались в своем персонаже вы сами  . Вы можете вкладывать любое свое впечатление, подразумевая кто такой Дурак  и что такое  или кто такое Море.  

«ДЖАМ. Интонатека» с Ириной Головиной.

Говорим об интонации в устной речи\\\

Студия речевых технологий «ДЖАМ» и «ДЖАМ-продакшн»

www.govorim.kiev.ua

Comments are closed.