Интонатека

Курсы

Тренинги

Мастер-классы

Бизнес-риторика

Новости

Мы в иформационном социуме

Facebook

«ДЖАМ Интонатека» с Ириной Головиной Раздел 2

«ДЖАМ Интонатека» с Ириной Головиной.

Говорим об интонации в устной речи

Раздел 2

Как вы уже знаете, чтобы заинтересовать своим рассказом собеседника, нужно чтобы он пережил те же эмоции, которые пережили вы. То есть, прежде всего, вы делитесь эмоциями. И слышат, прежде всего, вашу интонацию, а потом уже саму историю.

А как быть, если это не ваше впечатление, а написанный кем-то текст, который вам нужно пересказать? Или ваша же история, но уже записанная на бумаге, и когда вы ее записывали то и свои эмоции (впечатление) уже отдали когда излагали текст письменно.

Как это звучит:

подкаст «ДЖАМ Интонатека» С Ириной Головиной. Говорим об интонации в устной речи. Раздел 2. 🙂

Древнегреческий оратор Аристотель придумал так модель коммуникативности, которая досталась и нам от его наследия.

ИСТОЧНИК –СООБЩЕНИЕ –АДРЕСАТ

ИСТОЧНИК – книжка или чей — то рассказ, который вы решили пересказать

СООБЩЕНИЕ – ваш рассказ, на основании информации из «источника информации»

АДРЕСАТ – ЦА ( ваша аудитория) . В зависимости от ее возраста, степени близости к вам, и тд зависит и интонация, и тон, и набор слов вашего рассказа. Вам же нужно , чтобы вас поняли?

Как все же заинтересовать слушателей и в чем состоит сама формула?

Между этими словами, если написать их подряд в одной строке «Источник –сообщение –адресат» ,- мы ставим тире «-« ( а в устной речи тире заменяем паузой). Что происходит в это время с нашими эмоциями?

Переходим от теории к практике

  1. Пожалуйста, прочтите небольшой абзац текста.
  2. Теперь его перескажите своими словами, передавая впечатление от прочитанного. А не вспоминая что и какими словами написал автор.
  3. Причем слова подбирайте, понимая, кому вы это будете рассказывать ( взрослым, своим друзьям или учителю в школе преподавателю в ВУЗе (на зачете или экзамене)
  4. Теперь, проговаривая этот текст, уже понимая, про что он, пройдитесь по комнате. Повторяя текст снова и снова в движении. Придумывайте их последовательность и разнообразьте. Например, можно сесть на стул, затем подняться и зайти за его спинку. Главное, меняйте место продолжения своего рассказа во время логических пауз. Когда освоите, то добавляйте движение и в то время, когда произносите свой текст.

 

  1. За это время чужие слова, постепенно становятся как бы вашими. Теперь этот текст вы произносите увереннее, вкладывая эмоции. Почему? Потому что вы его поняли, поняли идею и смысл, и он уже как бы стал вашим. И вы начали говорить от своего имени.

Теперь практические упражнения .

Начнем с простых.

  1. Представьте, что вы съели лимон. Что испытываете? Какие эмоции? Он был горьким, сладким, кислым? Ответили?

 

  1. Вложите три разных смысла в звуки «о,а, у, и, э» При этом ,повторив каждый трижды, меняя интонацию. Вопросительно, повествовательно, восклицательно (?,.,!) в любом, удобном для вас порядке.
  2. Теперь поочередно , поговорите этими звуками друг с другом, меняя смыслы , слушая интонации и отвечая на них соответствующими. Так, как если бы вы использовали слова, а не звуки. О?О! О… А ?А!А… У!У?У…. Э?Э! Э…

 

  1. Теперь точно также поговорите слогами. Будто рассказываете словами:

 

Мни-мнэ-мна-мно-мну

Нми-нмэ-нма-нмо-нму

Рли-рлэ-рла-рло-рлу

Лри-лрэ-лра-лро-лру

Здри-здрэ-здра-здро-здру

Гбди-гбдэ-гбда-гбдо-гбду

Нми-нмэ-нма-нмо-нму

Пти-птэ-пта-пто-пту

Тпи-тпэ-тпа-тпо-тпу

Бгди-бгдэ-бгда-бгдо-бгду

Бги-бгэ-бга-бго-бгу

Пообщайтесь интонациями, придумывая веселые (или с любым другим настроением) короткие рассказы. И эмоции, интонации будут возникать вместе с пониманием смысла и цели (посыла) вашего рассказика.

Или, если у вас есть дети соответствующего возраста, поиграйте с ними в зоопарк. Представьте себя в образе животного, птички или насекомого и добавьте его пластику, характер, звуки и манеру «общения». Придумайте такой этюд, например «Утро в зоопарке». Обмениваясь звуками, поочередно просыпающихся животных или птиц, не забывайте о характере вашего персонажа и цели его обращения к «собеседникам» (в кавычках)

  1. Теперь вложите смысл, обращаясь к собеседникам (воображаемым или реальным) в приветствие и фразу:

— Здравствуйте

-Вам не интересно

Вкладывайте разные эмоции: удивление, разочарование, огорчение, радость… (список можете продолжить самостоятельно)

 

  1. Получилось? Переходим к фразам. Но необычным. Вспомните, как маленькие дети, которые едва научились говорить, переставляют слоги местами, чтобы удобнее было выговаривать слова и, главное, смысл сказанного понятен, благодаря интонациям и рисунку фразы.

«Глокая куздра кудланула бокра и курдячит бокренка «Вы уже слышали такую придуманную речь в предыдущей теме проекта «ДЖАМ. Интонатека».

Попробуйте прочесть. Понятно, ведь, и действие, и кто есть кто. Ну, а детали уже подскажет ваше воображение.

 

  1. Теперь, пользуясь, полученными рекомендациями, прочтите вслух короткий текст, который был бы вам интересен.

А теперь прочтите текст, который вам кажется скучным. Разберитесь в его логике, идее. И, возможно, и ваше отношение к нему изменится.

Студия речевых технологий «ДЖАМ»

www.govorim.kiev.ua

Comments are closed.